247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.  

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования. 

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 1) и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 2).

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете. 

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

Диагностическая карта

психолого-педагогического сопровождения

(фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)

обучающегося по учебному плану _________________________________________________________________

(учебный план)

Учитель-дефектолог _______________________________________ (Ф.И.О.):

Необходимо создание адаптивной образовательной среды:

(Если да, то какой?)

Ресурсы ребенка (положи-тельные стороны, на кото-рые можем опереться)

Трудности в усвоении учебной программы

Проблемы в поведении

Проблемы в органи-зации деятельности

Классный руководитель (воспитатель) _____________________________________ (Ф.И.О.):

Участие в мероприятиях

Особенности поведения

Взаимоотношения с детьми класса (группы)

Поручение в коллективе

Интересы и увлечения

Педагог-психолог _________________________________________ (Ф.И.О.):

Ресурсы ребенка

Статус в коллективе

Особенности эмо-ционально-волевой сферы

Особенности личности

Мотивация

к обучению

Адаптация

к обучению

Педагог социальный _______________________________________ (Ф.И.О.):

Характеристика семьи

Стиль семейного воспитания

Уровень педагогичес-кой компетентности родителей

Внеурочная занятость

Учителя-предметники _____________________________________ (Ф.И.О.):

Трудности в усвоении учебной программы

Проблемы в поведении

Проблемы в организации деятельности

              

Заполняется со слов законных представителей:

Положительные качества, на которые можно опираться

Проблемы в поведении

Интересы и увлечения

Выводы (результаты работы за год):

(какие выявленные проблемы были решены, каких успехов добились, какие проблемы остались, направления работы на следующий учебный год).

                            Приложение 2 

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения

(Фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)

обучающегося по учебному плану ___________________________________________________________________

Выявленные

проблемы, трудности

Причины

Цель работы

(результат, который хотим получить)

Мероприятия по достижению поставленной цели

Сроки

Ответственные за выполнение

Примечания

(отметка о выполнении, замечания)

Участники группы психолого-педагогического сопровождения: _________________________________________

Примечание:

- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на заседании группы психолого- педагогического сопровождения на основе диагностической карты психолого-педагогического сопровождения;

- в случае необходимости по каждой из выявленных проблем разрабатывается отдельный план мероприятий.

Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)

Для сведения:

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•        предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

•     помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

•         коррекция эмоционально – волевой сферы;

•         психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;

•        всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;

•        утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

•        коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

•        рассмотрение конфликтных аспектов;

•        включение родителей в деятельность группы сопровождения;

•        повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Принципы психолого-педагогического сопровождения.

1.    Рекомендательный характер.

2.    Приоритет интересов сопровождаемого.

3.    Непрерывность сопровождения.

4.    Мультидисциплинарность.

Этапы сопровождения:

1.    Аналитический.

2.    Диагностический.

3.    Практический.

4.    Рефлексивный.

Факторы успешной работы группы:

•         необходимость тщательной диагностики;

•          необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

•          необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;

•          необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;

•          включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.

Представитель администрации.

• руководитель службы сопровождения:

• перспективное планирование деятельности службы;

• координация деятельности и взаимодействия специалистов;

• контроль над организацией работы, анализ эффективности.

Учитель-дефектолог.

•         проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

•         осуществление образовательной работы;

•         осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

Учитель класса.

•         выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);

•         учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.

Воспитатель группы продленного дня.

•         определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

•         реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

Педагог-психолог:

•         психологическая диагностика;

•         психокоррекция;

•         психологическое консультирование;

•         разработка  рекомендаций другим специалистам.

Педагог социальный:

•         объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

•         изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

•         решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Медицинский работник:

•         организация и контроль антропометрии;

•         разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;

•         обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;

•         ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

Области деятельности специалистов.

Педагог-психолог.

•         результаты познавательной сферы ребенка;

•         особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.

•         особенности межличностных отношений ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

Педагог социальный.

•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;

•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

•         конфликтные аспекты в работе с семьей.

Учитель-дефектолог.

•         трудности в усвоении программы;

•         поведенческие особенности ребенка;

•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

•         особенности речевого развития ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;

•         возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель.

•         навыки самообслуживания;

•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;

•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки.

•         способности к творческой деятельности;

•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры.

•         активность на занятиях;

•         предпочтения в упражнениях;

•         понимание команд, координация движений.

Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.

• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:

 - определение целей и задач;

 - определение состава;

 - назначение руководителя;

 - определение направлений деятельности.

• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.

• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.

• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.

• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.

• Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.

В помощь специалистам:

Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания

Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития (из опыта работы)

Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:

- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;

- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;

- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;

- создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;

- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;

- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

- соблюдать профессиональную этику.       

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Задачи дефектологической службы
Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР
Особенности работы с детьми с ОПФР
Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении
Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка
Дети с особенностями психофизического развития и их особые образовательные потребности

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и оказание им квалифицированной дефектологической помощи; Раннее диагностирование детей с ОПФР, учёти...
Открыть раздел Задачи дефектологической службы
Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР Общие рекомендации Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“....
Открыть раздел Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР
Особенности работы с детьми с ОПФР Только тогда станешь чело­веком, когда научишься видеть человека в другом. А. Н....
Открыть раздел Особенности работы с детьми с ОПФР
Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении Памятка для родителей Принимать ребёнка таким. Каким он есть. Исходить из интереса ребёнка....
Открыть раздел Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении
Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения....
Открыть раздел Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации...
Открыть раздел Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform