- Контакт глазами.
Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.
- Встаньте рядом.
Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.
- Используйте имя ученика.
Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».
- Секретный сигнал.
С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Быть может это будет подмигивание, или характерный жест руками и т.д. ребенок сам может предложить какой-либо жест, и для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».
- Доводите до предела демонстративную выходку учащегося.
Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.
- Включите-выключите свет.
Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.
- Манипулируйте голосом.
Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.
- Поговорите со стеной!
Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.
- Временно прекратите вести урок.
Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.
- Попросите об одолжении.
«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.
Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)
Шаги |
Цели |
Действия родителя |
Шаг! Распознание и определение конфликта |
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы |
Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо |
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений |
Собрать как можно больше вариантов решения |
Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив |
ШагЗ. Оценка альтернативных решений |
Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту |
Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные |
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения |
Принять окончательное решение |
Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге |
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения |
Спланировать процесс претворения в жизнь принятого |
Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п. |
Шаг 6. Контроль и оценка результатов |
Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения |
Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНЬЮ
Активное слушанье помогает установлению доверительных отношений и показывает ученику, что вы его слушаете, слышите и понимаете. Используется тогда, когда негативные чувства возникают у ребенка и он пытается их выразить вам. Ваша правильная реакция - залог успешного и бесконфликтного взаимодействия. Активное слушание:
- Постарайтесь «прочесть» чувства ребенка за его словами.
- Попытайтесь определить их и дать им имена.
- Проверьте у ребенка, правильно ли вы определили его чувства.
- Дайте ему возможность уточнить вашу догадку или поправить вас, если она неверна.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Я-высказывания больше похожи на информацию к размышлению, чем на обвинения, унижения или оскорбления. Они позволяют делать замечания, не осуждая при этом ученика, и утверждать себя таким образом, чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным, виноватым или невиновным. Используются я-высказывания тогда, когда негативные чувства возникают у педагога, и позволяют честно и в мягкой форме сказать учащимся о том, как на них отражается поведение детей. Формулируйте «Я-высказывания» следующим образом:
первая часть содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения ...»;
вторая часть называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение»;
третья часть описывает эффект от плохого поведения: «... потому что я теряю мысль» «... класс отвлекается и не слышит новый материал»;
четвертая часть может содержать просьбу: «... пожалуйста, перестань».
Бывают ситуации, когда эффективнее не просто крикнуть ученику «Прекрати немедленно!!!», а сообщить ему о своих негативных чувствах, выбрав соответствующую интонацию доверия и искренности.