247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119

Профориентация


Профориентация

Профориентационная беседа-диалог

«Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

 

Цель: Способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку. 

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.

Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного.

Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

репутация вуза и конкурс,

мнение друзей, родителей,

стоимость обучения и т.д.

Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):

Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

  1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?
  2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.
  3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
  4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

  1. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  3. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  4. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

 

Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


Круглый стол " Куда пойти учиться?"

 

Чем больше мы пополняем копилку наших знаний, тем искреннее становится наша душа. Чем искреннее наша душа, разумнее становимся мы. Становясь разумными, мы развиваем нашу культуру. Когда развивается культура, семья живет в гармонии. Если семья в гармонии, то процветает страна. Процветание страны приводит к миру во всем мире. Значит образование это залог мира. А мир это важная составляющая человеческого счастья.

Китайская мудрость

 

Цель: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий и формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии

Ход проведения

1.Вступительное слово.

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. ВУЗы, колледжи, курсы, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. А выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

В последние годы постоянно на слуху в нашем обществе реформа образования. Однако, мало кто задумывается, что выбор профессии – это по сути выбор будущего образа жизни. А ведь довольно часто мы относимся к образованию не более чем как к процессу получения диплома.

Послушайте китайскую мудрость.

Какой мы можем сделать вывод?

Выбор профессии – это процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

  1. Планы: (как вы понимаете, что значить строить планы?) личные планы человека относительно его карьеры и будущего. Зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например, родителей.
  2. Склонности: (Что такое склонности?) интерес к определенным видам деятельности, успешность в деятельности определенного вида.
  3. Способности:(Что такое способности?) как уже известные человеку, так и скрытые, не успевшие проявиться.
  4. Социальный спрос(как вы понимаете, социальный спрос?) на ту или иную профессию, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.

А как же выбрать интересную для себя профессию. Интерес к профессии, к ее содержанию, склонность к выполнению соответствующей профессиональной деятельности – один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать себе профессию.

Вспомните притчу «Дорога к мечте. Притча о сознательном выборе», о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:

– Везу проклятую тачку. Кто так считает?

– Зарабатываю себе на хлеб.

– Строю прекрасный храм...

Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Задать себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?".

И мы предлагаем за "круглым столом" обсудить ряд вопросов. Вопросы, которые ты сможешь задать сам себе, в первую очередь. И, что немаловажно, ты сможешь услышать разные мнения, а значит посмотреть на предмет обсуждения с разных точек и, возможно, увидеть то, на что до этого момента не обращал внимание.

  1. Что такое профессия? Что необходимо знать о профессиях?

2.Почему важно задумываться о выборе профессии уже сейчас?

3.Каковы основные факторы правильного выбора профессии?

  1. .Как найти свое призвание? Почему призвание надо искать?

5.О чем нужно думать, выбирая себе специальность?

6.Каким должно быть получаемое образование? Куда можно поступить?

Варианты, куда пойти после школы

  1. На что нужно обратить внимание, если вы выбрали ВУЗ?
  2. Каковы достоинства и недостатки , если вы поступите в колледж ?
  3. Каковы достоинства и недостатки , если вы закончите курсы?

Семь шагов к взвешенному решению ( раскрыть каждый шаг )

1.Составить список подходящих профессий

2.Составить перечень требований выбираемой профессии

3.Определить значимость каждого требования

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
  2. Подсчитать и проанализировать результаты

6.Проверить результаты

7.Определить основные практические шаги к успеху

Ошибки при выборе профессии (раскрыть каждый шаг)

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному.
  • Бытующие мнения о престижности профессии.
  • Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
  • Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
  • Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Самые востребованные специальности в Казахстане( слово ученику)

Заключительное слово

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

 

Завершим стихотворением:
Пусть ваш выбор будет правильным!
Тысячи тропок готовит судьба.
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя,
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли,
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь!

 




Соседние подразделы:
Одаренные дети
Подготовка выпускников к экзаменам и ЦТ
Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Учебные и методические материалыОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ СТАЛ УРОК,ОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ ЛАДИТСЯ РАБОТА,УЛЫБНИСЬ, ВЕДЬ ТЫ ЖЕ ПЕДАГОГ,УЛЫБНИСЬ, КОГДА ТЕБЕ КРИЧАТЬ ОХОТА....
Открыть раздел Учебные и методические материалы
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО: На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы....
Открыть раздел Права и обязанности педагогов
Список интернет-сайтов для учителей Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel....
Открыть раздел Полезные ссылки
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform